Гипно́з.

Гипноз (от греческого — сон) — состояние, похожее на сон или полусон, вызываемое внушением.

Сопровождается словесным воздействием на психику пациента и подчинением воли спящего воле усыпляющего с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.

В основе гипноза лежит торможение высших отделов головного мозга, которым в отличие от обычного сна охватывается не вся поверхность головного мозга. Через сохраняющиеся отдельные очаги возбуждения (так называемые сторожевые пункты) между врачом и больным осуществляется речевая связь — раппорт. Во время гипнотического сна резко усиливается восприимчивость к внушениям, значение слов лучше и глубже закрепляется в мозге больного, вследствие чего лечебные внушения могут оказывать порой неодолимое и длительное воздействие.

В зависимости от глубины состояния заторможенности условно выделяют 3 стадии гипноза:

  • 1-я стадия — состояние сомнолентности — возможна в любом возрасте. Это самая лёгкая степень гипноза, при которой больной находится в состоянии лёгкой заторможенности (полудремотном) и может сопротивляться внушению.
  • 2-я стадия — гипотаксия — достигается преимущественно с б-7-летнего возраста. В этом состоянии возможны внушения, затрагивающие сферу движения.
  • 3-я стадия — состояние сомнамбулизма — достигается обычно у детей старше 8-10 лет. В этой стадии возможны любые формы внушения. В результате внушения у больного обостряется память, и он вспоминает то, что в обычном состоянии не помнит. Характерным для этой стадии является постгипнотическое внушение: леч. информацию, внушённую больному в состоянии сомнамбулизма, он как бы помимо своей воли выполняет ещё некоторое время после выхода из гипноза.

Без желания больного гипноз невозможен. Находясь в гипнотическом состоянии, больной будет выполнять только те инструкции психотерапевта, которые не противоречат морально-этическим нормам поведения пациента и его интересам.

Терапевтическая эффективность гипноза, как правило, не зависит от его стадии. Внушаемость присуща всем людям, однако степень её выраженности различна у различных людей и колеблется в зависимости от индивидуальных свойств личности, психофизиологического состояния, от веры в данного врача и др. Чем гармоничнее в эмоциональном отношении ребёнок, тем лучше он поддаётся внушению. Эгоцентричные, непоседливые, неуправляемые дети поддаются гипнозу хуже.

В детском возрасте имеет место сочетание внушаемости и подчиняемости, поэтому роль целенаправленного словесного воздействия на психику ребёнка с терапевтической целью (суггестии) очень велика. Гипносуггестивная психотерапия в детском возрасте представлена обычным внушением в состоянии сомнолентности и расширенным гипнозом-отдыхом (К. И. Платонов, В. Е. Рожнов).

Обычное внушение в гипнотическом состоянии длится 20-25 минут и состоит из следующих этапов:

  • погружение в гипнотическое состояние;
  • проведение лечебного внушения;
  • выход из гипнотического состояния.

Расширенный гипноз — отдых (60-100 мин) включает такие этапы:

  • погружение в гипнотическое состояние;
  • лечебное внушение в гипнотическом состоянии;
  • лечебный сон-отдых в этом состоянии (40-70 мин);
  • повторное внушение;
  • выход из гипнотического состояния.

До 6-7-летнего возраста практически невозможно вызвать у ребёнка 2-ю и 3-ю стадии гипноза, а также добиться постгипнотического внушения в традиционном понимании. В школьном и, особенно, в подростковом возрасте возможны все виды внушения, как и при лечении взрослых пациентов.

При контакте психотерапевта с пациентом отрабатывается условный рефлекс в форме искусственно вызванного (внушённого) сна. Если врач и больной хорошо знают и доверяют друг другу, если больной реагирует на голос, интонацию психотерапевта погружением в гипнотический сон, то при последующих сеансах гипноза для введения в гипнотическое состояние не обязательно физическое присутствие врача, достаточен слуховой или зрительный образ психотерапевта.

ПОКАЗАНИЯ.

Покозания к суггестивной психотерапии в детском и подростковом возрасте:

  • неврозы (неврастения, истерический невроз, невроз навязчивости, страха, депрессивный, ипохондрический, моносимптоматические и другие неврозы);
  • неврозоподобные и другие пограничные состояния, акцентуации личности;
  • сомато-вегетативные расстройства, патогенез которых в значительной мере обусловлен психогенными факторами;
  • астма бронхиальная, нейродермиты, тахикардия пароксизмальная и др.

Суггестивная психотерапия носит пассивный характер: больной лишь выполняет указания врача, сам же ничего не делает для своего выздоровления. Поэтому в детском и подростковом возрасте вначале следует использовать внушение в бодрствующем состоянии, при засыпании и пробуждении, а затем — в гипнотическом состоянии.

При назначении лечения гипнозом нужно учитывать не только характер заболевания, но и соответствие метода лечения особенностям личности ребёнка. При лечении в гипнотическом состоянии возможны крайне редкие и незначительные осложнения: утрата раппорта; спонтанный переход гипнотического сна в физиологический; у тщеславных, истерических личностей встречается гипнофилия. В этом случае необходимо прекратить проведение суггестивной психотерапии либо резко сократить число лечебных сеансов гипноза.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Author: admin