Гигиени́ческое воспита́ние ребёнка.

Гигиеническое воспитание ребёнка — раздел санитарного просвещения, целью которого является сознательное привитие гигиенических навыков и привычек подрастающему поколению с тем, чтобы они стали одним из определяющих факторов здорового образа жизни, гигиенического поведения в быту и на производстве, правильного отношения к собственному здоровью, здоровью семьи и окружающих.

Гигиеническое воспитание ребёнка осуществляется как составная часть общего воспитания. Начинается в самом раннем возрасте в семье и детских дошкольных учреждениях, а затем продолжается в школах, пионерских лагерях и др. учреждениях для внешкольной работы с детьми. При этом используются игры, книжки-картинки и другие наглядные пособия.

Гигиеническое воспитание ребёнка проводится в соответствии с учебно-воспитательными программами дошкольных и школьных учреждений медицинскими работниками, воспитателями, учителями, техническим персоналом, родителями. Программы предусматривают ознакомление каждой возрастной группы детей с определёнными гигиеническими правилами и привитием гигиенических навыков.

Задача врача — оказать специализированную помощь воспитателям. У детей раннего возраста в основе гигиенического воспитания лежит подражание, младшего дошкольного (1,5-3 года) — совместные действия, среднего (4-5 лет) — доступное данному возрасту обоснование требований, осознание навыков, контроль, старшего (6-7 лет) — объяснение на более высоком уровне, осознание навыков, контроль и самоконтроль за действиями.

Большинство гигиенических вопросов связано с условиями организации жизни детей в детском учреждении, с предметами и явлениями окружающей среды. При организации и проведении гигиенического воспитания ребёнка школьного возраста врач должен исходить из указанных общих положений.

При этом необходимо учитывать специфику разделения статей на 3 возрастные группы:

  • 7-9 лет (1-е — 3-ьи классы),
  • 10-14 лет (4 — 7-е классы),
  • 15-17 лет (8 — 10-е классы).

В 1-м классе основы гигиенического воспитания излагаются в букваре и книге для чтения; во 2-м — рассматриваются особенности влияния на здоровье зимы, лета, осени, весны на уроках природоведения и родной речи. Начиная с 3-го класса вопросы гигиенического воспитания изучаются более подробно (в старших классах на уроках анатомии, физиологии, гигиены, домоводства и др.).

Вопросы гигиены рассматриваются также на уроках физической культуры, труда. Учащиеся должны владеть основами психогигиены, иметь информацию о влиянии стресса на организм, умело владеть эмоциями. Они должны знать о значении двигательной активности, физических упражнений и спорта для здоровья, правильно применять средства закаливания, соблюдать правила личной и общественной гигиены.

Школьники обучаются приёмам оказания помощи при первых признаках заболевания, бытовых, спортивных и других травмах; соблюдению режима дня, сна, питания; выполнению упражнений утренней гимнастики, уходу за телом, наблюдению за пульсом, дыханием и др. Школьникам также необходимо знать о вреде курения табака, алкоголизма, наркомании, токсикомании. Внеклассная работа по гигиеническому воспитанию детей преследует цель развития у школьников инициативы в укреплении своего здоровья и здоровья окружающих.

Особое место в гигиеничеком воспитании детей и подростков занимает половое воспитание. Участие врача в этом вопросе не ограничивается ролью консультанта. Педиатры, акушёры-гинекологи, сексологи и сексопатологи, дерматовенерологи, психиатры и врачи др. специальностей должны знакомить педагогов и всех лиц, работающих с детьми и подростками, а также родителей с наиболее современными, научно обоснованными сведениями о психогигиенических и психопрофилактических аспектах физиологии и психологии пола в процессе развития. Наряду с указанными аспектами этой проблемы рассматриваются морально-этические, социологические юридические вопросы.  См. также Гигиена детей и подростков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Author: admin