Функциональные методы исследования [от латинского functio (functionis) — исполнение, обязанность] в педиатрии — клинические, инструментальные, биохимические, рентгенорадиологические и другие методы исследования, позволяющие установить степень отклонения функций поражённых органов и систем от нормы с учётом возрастных характеристик и определить состояние механизмов компенсации.
Применяя эти методы в педиатрии для диагностики, необходимо учитывать рост и развитие ребёнка (физическое и интеллектуальное), функциональную адаптацию основных жизнеобеспечивающих систем организма, развитие и становление системы иммунитета.
Функциональные методы исследования позволяют установить в каждый возрастной период соответствие темпов функционального развития отдельных органов и систем возрасту ребёнка, выявить замедление или ускорение развития, установить степень отклонения функций определенного органа в количественном выражении, а также распознать скрытые проявления недостаточности, что имеет большое значение для ранней диагностики заболеваний, прогнозирования их развития, проведения профилактических мероприятий и диспансеризации.
Для исследования:
- органов дыхания применяют спирографию, спирометрию, пневмотахометрию, оксигемометрию и др.;
- функций систем кровообращения — сфигмографию, механокардиографию, баллистокардиографию, сейсмокардиографию, реографию, плетизмографию, электрокардиографию, фонокардиографию и пр.;
- желудудочно-кишечного тракта — дуоденальное зондирование, ультразвуковое исследование, гастродуоденоскопию, колоноскопию, желудочного сока исследование, жёлчи исследование и др.;
- головного мозга — электроэнцефалографию.
Данные, полученные при помощи функциональных методов исследования, имеют важное значение, особенно для детей раннего возраста, поскольку не всегда имеется адекватная информация о самочувствии ребёнка.